CD-мастеринг.

Ранее 1983 года все записи музыки выходили на двух носителях: виниловых грампластинках и компакт-кассетах. Но сейчас компакт-диски почти полностью вытеснили грампластинки с рынка. CD гораздо удобнее: не портятся при проигрывании, не подвержены воздействию пыли и грязи, да и размер почти в три раза меньше, чем у обычной грампластинки. Кроме этого, компакт-диски практически бесшумны (их собственный шум находится на уровне -96 дБ) - при проигрывании в акустические системы попадает только собственный шум усилителя и устройства воспроизведения.

Двадцать лет назад фонограмма, записанная в студии, проходила тщательнейшую обработку перед печатью тиража грампластинок. Процесс механической нарезки лакового диска (с которого впоследствии делали матрицу для печати) предъявлял очень жесткие технологические требования к мастер-записи. Дело все в том, что резец мог просто разрушить диск из-за сильных басовых "всплесков" или слишком большого динамического диапазона оригинала. Поэтому еще тогда существовали специальные post production студии, которые делали предварительную подготовку мастер-ленты к нарезке диска. Процесс это назывался мастерингом. В основном, он сводился к частотной коррекции фонограммы при помощи эквалайзеров и ее компрессированию, для того, чтобы загнать запись в границы  технологических норм.

С появлением компакт-дисков технологические нормы стали гораздо мягче - ведь динамический диапазон CD намного превышает диапазон грампластинки. Сейчас доступны и записывающие приводы CD-R (Рис. 1), и автономные устройства записи компакт-дисков (Рис. 2) - теоретически каждый владелец студии может записывать мастер-диск и отправлять его на завод. Но роль мастеринга осталась прежней - подавляющее большинство записей проходят через пост-продакшн студии перед записью CD-мастера. Почему?

Любая мастер-лента, с записью альбома, которая выходит из обычной студии, представляет собой сборник разных дублей и вариантов сведения, которые звучат совершенно по-разному. Даже если из этих дублей собрать окончательный вариант альбома и записать компакт-диск, то у слушателя на каждой композиции будет возникать желание вертеть ручку громкости и эквалайзер музыкального центра. В обычной студии очень редко можно добиться одинакового уровня и одинаковой частотной характеристики всех композиций альбома - вот они и звучат совершенно по-разному. Звукорежиссер или музыкант (если у него своя студия) делают многоканальное сведение так, чтобы каждая композиция звучала максимально выигрышно и эффектно. А заботиться при этом и о похожести на другие произведения просто физически невозможно - тут или одно или другое. Поэтому, после записи DAT-кассеты в обычной студии, ее несут в мастеринговую студию, где из разрозненных композиций делают законченный альбом.

Процесс этот осуществляется как правило на специальных компьютерных станциях, которые производят обработку звука с 24-битным разрешением. Сейчас в мире большинство мастеринговых студий высокого класса работают на станции Sonic Solution, базирующейся на платформе Macintosh. Также популярны мастеринговые станции SADiE (Рис. 3).

В мастеринговых студиях используют максимально качественные контрольные мониторы. Дело все в том, что CD-мастеринг - это настолько тонкий процесс, что на обычных студийных мониторах изменения происходящие в звуке во время многих операций просто не слышны. Но суммарный результат этих операций всегда очевиден - альбом приобретает законченный характер и звучит всегда гораздо лучше, чем исходная DAT-кассета.

Мастеринг делается следующим образом. Запись с исходной DAT-кассеты прямо в цифровом виде переносят в рабочую станцию, с повышением разрядности семплирования (с 16 до 24 бит). После этого выставляют между композициями равные паузы и полностью вычищают в них шумы. Если между композициями нет паузы, то делают кроссфейд - плавно понижают громкость одной, а громкость другой также плавно увеличивают.

После этого наступает этап эквализации и компрессирования. Для этих операций очень часто применяют отдельные приборы, которые обрабатывают звук в цифровом виде - данные с рабочей станции просто передаются в них по специальным кабелям. Вся работа осуществляется с 24-битным разрешением.

Во время эквализации звукорежиссер мастеринга корректирует альбом таким образом, чтобы у всех композиций была близкая частотная характеристика. При этом он полагается не только на собственный слух, но и на анализаторы звукового спектра. Цифровые эквалайзеры, которыми он пользуется, функционально очень мало отличаются от аналоговых собратьев, только они гораздо точнее и позволяют делать более глубокую корректировку.

А вот компрессирование во время мастеринга очень сильно отличается от того, что делают в обычных студиях звукозаписи. При записи музыки компрессор, как правило, включается в цепь с микрофоном, то есть сжимается динамический диапазон отдельного инструмента. То же самое происходит и при сведении - компрессоры подключаются к выходам отдельных дорожек. А в мастеринговых студиях приходится компрессировать всю композицию целиком.

Если через обычный компрессор пропустить уже сведенную композицию, то обнаружится эффект подавления средних и высоких частот. Происходит это из-за того, что львиная доля звуковой энергии концентрируется в области низких частот. Например, при акценте басового барабана ударной установки общий уровень всей композиции резко подскакивает. А обычный компрессор начинает опускать именно общий уровень. В результате, в этом месте ощутимо слышится провал, как будто все средние и высокие частоты неожиданно убирают эквалайзером.

Чтобы избежать подобного эффекта, в мастеринговых студиях используют спектральные компрессоры - устройства, которые корректируют динамический диапазон разных частотных полос. На низких частотах можно выставить свой порог срабатывания и степень компрессии, а на средних и высоких - свои. Итоговая запись становится максимально ровной и приятной на слух.

Последний этап CD-премастеринга - это запись диска формата CD-R (Recordable CD - записываемый компакт-диск). Делается это на обычных компьютерных приводах (в дорогих студиях обычно устанавливают специализированные автономные приводы, которые гораздо дороже обычных CD-R). А готовые диски отправляются на тиражные заводы.

В принципе, мастеринг собственных композиций можно делать и самостоятельно - тем более, что нижняя граница цен на 24-битное оборудование уже вполне разумна даже для музыканта-любителя. Да и приводы CD-R тоже стоят недорого. Для платформы PC есть отличные мастеринговые программы, например Wave Lab 3.0 (это, конечно, не класс Sonic Solution, но хороших результатов добиться можно и с помощью таких программ). Однако, если вы все-таки хотите получить действительно хороший результат, то лучше обратиться в мастеринговую студию. Дело все в том, что мастеринг - это очень тонкий процесс, требующий длительной учебы и специальных знаний. И методом "научного тыка" его освоить очень нелегко - по крайней мере на это требуется длительный срок. И не забывайте, что для мастеринга нужны очень дорогие акустические системы - на контрольных студийных мониторах среднего класса вряд ли можно услышать многие нюансы (не говоря уже о Hi-Fi).

Рейтинг@Mail.ru

Официальный сайт: www.djextra.ru

 

Hosted by uCoz